В ЕС раскрыли схему импорта более 700 автомобилей в Россию в обход санкций

Руководители связанных с государством компаний продолжают закупаться люксовыми авто. Об этом говорится в OSINT-отчёте TriTrace Investigations «Запрещенные суперкары: как работает российский рынок лашкери автомобилей под санкциями», с которым ознакомилась редакция SVTV News.

Европейское управление по борьбе с мошенничеством (OLAF) объявило о расследовании предполагаемого обхода санкций, связанного с экспортом более транспортных средств. Сообщается, что дело было открыто после получения информации от властей Польши. Те передали информацию о машинах, которые «подозрительным» образом выезжали за рубеж. Автомобили были задекларированы как предназначенные для Турции, но из данных следовало, что они должны были ехать в Россию. После более комплексной проверки выяснилось, что в похожих схемах участвовали посредники в Армении, Грузии, Казахстане, Кыргызстане и Молдове. 

Силовики насчитали 766 автомобилей, которые «никогда не были ввезены в заявленные пункты назначения» и попали в Россию. Сообщается, что национальные европейские прокуратуры уже возбудили дела об этом. Никаких конкретных данных об авто при этом читателям не предоставили.

Проект TriTrace Investigations утверждает, что при помощи доступной в интернете информации и российских баз данных. Авторы скачали VIN-номера автомобилей, которые привезли в Россию, а потом, «воспользовавшись данными утечек, установили собственников отдельных транспортных средств»

Речь идёт только о моделях Bentley, Rolls-Royce, Lamborghini, Ferrari и Maserati. По подсчётам расследователей, в 2022 году в РФ привезли 201 автомобиль этих марок, в 2023-м — 107, в 2024-м — 67. Их общая стоимость, по подсчётам аналитиков, превысила 75 миллионов долларов. Самым крупным посредником оказалась казахстанская S.B. Supply and Services, которая ввезла в Россию 44 машины на сумму свыше 18 миллионов долларов.

Кроме дружественных стран, как сообщают расследователи, машины также приезжали из Чехии, Польши, Литвы, Германии, Италии и Эстонии, Японии, Южной Корее и КНР. Отдельно подчёркивается, что, для того, чтобы заказать эти авто за большие деньги, клиентам нужно было воспользоваться европейскими и американскими банками. При этом весь тот комплайенс, который ввели в ЕС под предлогом борьбы с преступностью, не помог отследить нарушение санкций на миллионы евро.

В расследовании описывается несколько конкретных примеров того, как автомобили попадали к российским чиновникам и связанным с государством компаниям. Так, совладелец Промышленно-металлургического холдинга (ПМХ) Евгений Зубицкий  получил из Италии машину Lamborghini Urus. Формально, транспорт записан на его жену. Авто везли через Азию. 

«Казанский Завод Старт», который считается поставщиком клея для военных, получил британский Bentley Bentayga Azure V8 бронзового цвета. Посредником выступила компания в Беларуси. Вероятно, машиной пользуется Денис Лигай, сын замгендиректора «Вертолётов России» (входит в «Ростех») Вадима Лигая (страховка оформлена именно на его имя). Ещё одна машина из королевства, Bentley Flying Spur Azure Hybrid, вероятно оказалась в руках у менеджмента «Крым Наш Парка».